Проекты микрорайонов в существующей городской застройке

Возникновение и развитие городов являются длительным многовековым историческим процессом. Во многих регионах сложились различные условия их формирования, что привело к особенностям планировки и застройки.

При рассмотрении градостроительной характеристики существующей застройки старых городов следует учитывать то обстоятельство, что в сложившихся исторических условиях города росли, поглощая при этом сельские населенные пункты. Жилые здания тех лет составляют на сегодня значительную часть городского фонда.

Известно, что здания старой постройки отличаются сложностью планировки, повышенной высотой этажей. Их плановые габариты нередко образованы из сложных форм с криволинейными контурами. Доля старой застройки в городах постоянно уменьшается, но именно эти здания придают историческим центрам городов неповторимый облик.

На сегодняшний день в нашей стране построено около 3000 больших и малых городов, поселков городского типа. Социально-экономические преобразования, которые происходят в стране последние годы, оказывают большое влияние на дальнейшее развитие городов и градостроительную полити­ку в целом. Активный процесс роста числа городов и численности их населе­ния в целом замедлился, однако можно наблюдать и регрессив­ные тенденции — сокращение численности городского населения. В ближайшие десятилетия не будут массово создаваться новые города и не произойдут демографические взрывы, приводящие к резкому росту численности городского населения.

Однако развитие и рост городов будет происходить. Рассмотрим варианты путей развития населенных пунктов, а также технологические факторы, обеспечивающие надежность и долговечность сооружений.

Градостроительная доктрина может основываться на трех основных положениях.

  1. Развитие городов про­исходит без расширения их границ за счёт более рационального ис­пользования городских территорий, завершения застройки каждого квартала и микрорайона. Путем преобразования и уплотнения застройки существующих микрорайонов и кварталов достигается адаптация окружающей среды для комфортного проживания человека в ней.
  2. Города развиваются путем комплексной реконструкции имеющейся застройки в результате сноса и замены ветхих зданий, реконструкции жилых домов первых массовых построек, а затем крупнопанельных домов всех серий и объектов социального назначения.
  3. Развитие города должно быть ориен­тировано на человека. Главными направлениями сегодня ста­новятся направления интенсивного развития жилищной, социально-бытовой и культурно-гуманитарной сфер развития городской среды для существующего городского населения.

При развитии и реконструкции существующих городов следует придерживаться определенной политики:

  • должна происходить застройка свободных земель на окраинах;
  • реконструкция городских построек в пределах освоенных территорий;
  • соблюдение учета памятников культуры и архитектуры, их реставрация;
  • техническая модернизация данных зданий и сооружений;
  • оздоровление городской среды с целью сокращения загрязнений;
  • направленность на сберегающие технологии, конструкции и материалы.

Главной демографической задачей при развитии существующих городов является перестройка районов массовой жилой застройки. Возобновление при помощи модернизации позволит повысить социальный статус обветшавших районов, предотвратит появление новых трущоб, существенным образом преобразует архитектурно-эстетическую и экологическую картину в городской среде.

При строительстве зданий в сложившейся городской среде оказывают влияние факторы, характеризующие условия его организации. К ним можно отнести:

  • совмещение во времени и в пространстве строительных процессов, выполняемых в районе застройки, с функционированием размещаемого в них оборудования;
  • стесненность строительной площадки и зоны производства работ;
  • специфические условия, связанные с ограниченной возможностью механизации строительных процессов и необходимостью выполнения особых видов строительно-монтажных работ

На сегодняшний день нормативная база для вышеперечисленных факторов отсутствует. Однако проблемы, возникающие в процессе возведения здания, могут привести не только к финансовым потерям, но и к закрытию строительства. Причиной этому может стать невозможность обеспечения инженерных и санитарных требований по обустройству строительной площадки.

Одной из проблем в сложившихся условиях является специфическая особенность стройгенплана. Ограниченность площадей в условиях существующей застройки создает сложность не только в полноценном развертывании строительной площадки и необходимых механизмов, но и в обеспечении обязательных мер. К ним относятся противопожарные мероприятия и обеспечение охраны труда и техника безопасности ведения строительно-монтажных работ:

  • наличие эвакуационных проездов по строительной площадке;
  • подготовленные к использованию пожарные гидранты и средства экстренного тушения пожара;
  • ограждение строительной площадки и опасных зон;
  • навесы над пешеходными зонами, прилегающими к стройплощадке.

В данных условиях сложностью является также размещение кранов. При возведении высотных зданий применяются башенные краны. При этом обычно подкрановые пути минимальной длины от 12,5 м. Необходимо помнить, что длина подкранового пути должна быть кратна 6,25 м. В случае возведения высотных зданий следует применять приставные башенные краны. С целью предотвращения опасной ситуации, возникающей при пересечении стрелы крана со стрелами других кранов следует устанавливать датчики ограничения поворота стрелы крана. Ограничение поворота стрелы крана значительно усложняет его эксплуатацию, поэтому необходимо предусмотреть и другие возможные варианты установки кранов.

Для уменьшения размеров опасной зоны действия крана можно предусмотреть следующие мероприятия:

  • оснастить стрелу крана специальными средствами ограничения зоны действия крана;
  • скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;
  • перемещение груза на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, следует осуществлять с применением предохранительных или страховочных устройств, предотвращающих падение грузов;

В случае если проектируются невысокие общественные здания или жилые здания малой этажности, в качестве подъемно-транспортного оборудования можно применить самоходно-стреловые краны в башенно- стреловом исполнении или короткобазовые краны.

При проектирование временных проездов для строительного транспорта, руководствуются следующими принципами:

  • максимально использовать постоянные дороги;
  • временные дороги максимально прокладывать по трассам проектируемых (будущих постоянных);
  • дорога должна находиться в зоне действия монтажного крана;
  • дороги по возможности закольцовывают, если нет возможности закольцевать дорогу, то в тупике делают площадку для разворота размерами 12х12 м.

Однако не всегда можно реализовать вышеприведенные меры. В этом случае можно запроектировать сквозные проезды как с односторонним, так и с двухсторонним движением. При невозможности организовать сквозные проезды, можно подать машину в зону действия крана задним ходом. С этой целью выполняют площадку для разворота машин или радиус поворота дороги должен быть равен длине транспортного средства.

Размещение складских помещений зачастую невозможно в рассматриваемых условиях. По этой причине монтаж монтируемых конструкций может производиться «с колес».

Сложность также вызывает вопрос размещения бытовых помещений. В стесненных условиях лучше разместить на стройгенплане контейнерные бытовые помещения в два яруса. При блокировании и установке бытовых помещений в два яруса следует соблюдать санитарные разрывы при размещении бытовых помещений разного функционального назначения. Если возводятся многосекционные здания поточным методом, то бытовые помещения можно разместить в уже возведенных секциях.

Очень часто в непосредственной близости к строительной площадке располагаются существующие эксплуатируемые здания и сооружения. До начала проектирования стройгенплана необходимо произвести обследование конструкций фундаментов этих зданий. При проектировании стройгенпланов необходимо предусмотреть мероприятия по мониторингу состояния существующих зданий в период строительства.

ООО "ЭПРиС" предлагает вам сотрудничество в области проектирования объектов в условиях городской застройки.

 

Для вашего удобства мы используем cookies и другие метаданные. Если вы не согласны c этой политикой, можете покинуть сайт.

Согласен